Что такое RAW-формат и его возможности

Home » поболтать » Что такое RAW-формат и его возможности

Что такое RAW-формат и его возможности

Мой дядя не только самых честных правил, но и оператор, а еще фотограф-любитель. Хороший любитель, то есть, он не просто щелкает все подряд, а действительно интересуется темой, читает литературу и прочая. И вот как-то мы с ним встретились с фотоаппаратами наперевес, он взял в руки мою камеру и начал ковыряться в настройках. Только начал – поднимает глаза и с недоумением спрашивает, почему не RAW? Я, в свою очередь, недоумевала, зачем…

Сейчас  этот формат (условно, ведь назвать это именно форматом можно только приблизительно) используется очень многими камерами, не только теми, которые принято называть “зеркалками”, но и некоторыми продвинутыми “мыльницами” – но что это вообще нам дает? Если говорить достаточно приближенно, RAW – это что-то вроде негатива, этот формат записывает все-все условия съемки, которые только возможно уловить фотоаппарату, тогда как привычный JPEG избирательней, он делает готовую картинку и не слишком заморачивается по этому поводу. Фотографии в JPEG – это окончательный вариант (если мы не собираемся доводить ее до ума в графических редакторах), картинка, отступить от которой сильно мы не можем, а RAW – это множество возможных вариантов, которые мы можем получить из исходника – самое удобное в этом то, что исходник останется нетронутым и к нему можно будет вернуться. 

Проблема в том, что RAW – вариант не только не окончательный, но и не самостоятельный. Взять картинку в этом формате и поджать в графическом редакторе, чтобы использовать дальше в наших нуждах мы не можем, картинка обязательно должна пройти через специальный редактор – конвертер. Их довольно много, на любой вкус и уровень, но нам, непрофессионалам, вполне может сойти и родной конвертер, который обязательно предоставляет производитель вашей камеры. Например, сейчас я пользуюсь простенькой программой Canon Digital Photo Professional, которая не только помогает мне перекинуть фотографии с камеры на компьютер, но и способна обрабатывать и конвертировать снимки с разрешением RAW. Очень примитивно – но и этого хватает для начала.

Вопреки распространенному мнению (я тоже здорово заблуждалась на этот счет), качество фотографий, переконвертированных из RAW не так уж сильно отличается от кадров, изначально сделанных в JPEG (допускаю, что это и от конвертера зависит – но утверждать не буду). Разница эта, может и есть, но она минимальна, смотрите – слева изображение в JPEG, справа RAW после конвертации. 

На увеличенном в пару раз снимке видно, что разница совсем несущественна, может, для профи она и имеет значение, но для нас, смертных, все не так критично.

Зачем же он тогда нужен, этот формат и стоит ли вообще с этим заморачиваться? Все зависит от того, какие требования вы предъявляете к конечному изображению. Как я уже говорила, JPEG большого простора для вариаций не дает, это картинка, которую можно сделать чуть светлее или чуть темнее с достаточно большой погрешностью, то есть, скорее всего, будет здорово заметно, что вы пытались поправить положение. RAW эту проблему решает одним движением бегунка. И если раньше, например, когда я снимала портреты, из 10 фотографий 7 было слишком темными – это было катастрофой, то сейчас, когда я использую RAW, у меня есть шансы получить из этих темных фотографий вполне светлые и при этом контрастные.

Есть еще одна проблема, с которой часто сталкиваются бьюти-блогеры: мы, в основной массе, снимаем дома, перед окном, и каждая, наверно, знает, что на солнце волшебным образом фотографии получаются гораздо лучше – и дело даже не только в ярком свете, они сами по себе интереснее, не знаю уж, что на это влияет, настроение разве что… Но для хорошего блогера на первом месте будет стоять не собственное хорошо получившееся лицо, а адекватная цветопередача помады/теней/лака. На солнце, гарантирую, кожа будет выглядеть желтой, в лучшем случае, неплохо так загоревшей, и помаде тоже достанется. И если в формате JPEG мы можем только посетовать на проблемы освещения, в RAW это решается вторым движением бегунка: в любом конвертере можно выбрать баланс белого и править его – как нам удобно, подгоняя нужную световую температуру бегунком, или ткнув пикером (такая пипетка сбоку) в любое белое или серое пятно на фотографии. 

в свотчах разница может быть критичной

Это самые простые вещи, которые можно сделать при переконвертации, хорошие программы способны на гораздо большее (но на них, вполне вероятно, придется и раскошелиться): подогнать резкость в нескольких позициях, убрать искажения от объектива или уменьшить шумы. Проблема в том, что на это нужно, во-первых, время (потому что конвертируются фотографии достаточно долго, да и править их придется, скорее всего, вручную), а, во-вторых, RAW занимает немало места на картах памяти и вместо 500 снимков вы сможете сделать всего сотню, к примеру. Если вы находитесь дома и легко можете перекинуть отснятое на другие носители, это не так критично, а вот в походных условиях придется вспомнить экономный режим, как с пленочными фотоаппаратами.

с портретами все не так очевидно – но разница тоже существенна

В каком случае стоит попробовать снимать в RAW? В любом

  • Если вы хотите иметь возможность поправить экспозицию снимка уже после съемки, то есть делать его заметно темнее или светлее по желанию, и не терять при этом качества изображения

  • Если вы видите, что цветопередача могла бы быть корректнее, когда снимок выглядит слишком желтым от яркого солнца и хотели бы иметь возможность это исправить

  • Если у вас есть время на последующую обработку снимков

  • Если вы хотите как-то варьировать качество и цветопередачу снимков, но не собираетесь разбираться с  фотошопом (даже в самом простом RAW-конвертере можно поправить достаточно, чтобы снимок выглядел лучше, к тому же вы никак не ограничены в попытках)

В общем, вопрос достаточно простой: хотите ли вы съэкономить себе время (и не заморачиваться с несложной, но длительной обработкой) или вам нужно иметь возможность исправить некоторые ошибки (вроде неправильно установленного баланса белого или экспозиции) постфактум. Я уже привыкла снимать в RAW, мне нравится то, что я могу не утруждать себя настройками перед съемкой: не думать о том, будет ли солнце искажать общую картину и не переживать, что большая часть фотографий может оказаться темнее, чем мне нужно.

……….……….….……….……….

… twins about beauty, VASILINA

The following two tabs change content below.

Leave a Reply

34 Comments on "Что такое RAW-формат и его возможности"

Notify of
avatar
Sort by:   newest | oldest
Светлана Зорина
Светлана Зорина

Очень интересно….ради прикола слазила в настройки своего фотоаппарата поняла что там ничем подобным и не пахнет=(((Жаль….А вот например если покупать профессиональный фотик, то какую бы фирму ты посоветовала?

Owl About Beauty

Так вот ты какой, северный олень! Срочно начинаю использовать возможности этого формата, а то уж очень кустарная цветокоррекция получается у меня с жпегами)) Спасибо!!!

Ksenia_Visions

Я уже говорила, что твои эссе на фотографическую тему крайне ценны для меня?
Одна только заметка про холсты сильно облегчила блоггерские будни 🙂 (заламываю ручки, расшаркиваясь благодарю)
В Raw снимала раньше, но потом перестала, не заметив большой разницы, надо попробовать снова.

Marina

Я давно уже себе купила карту памяти на 32 гига, и еще две вожу “про запас”, снимаю всегда с RAW, чтобы была возможность поправить и контрастность, и баланс белого, а также выровнять поехавший горизонт или набросать черно-белый эскиз сделанного фото. Подозреваю, что возможностей еще – миллион, век живи – век учись, что называется.

PerfectLooks

Как всегда очень полезно! Я в jpeg сейчас снимаю, а потом в фш редактирую, если требуется, но пора бы уже нормально учиться снимать, “по правилам ” 🙂

mariamarvel

эх, а мне лень заниматься фотографиями в raw) и обычные-то лежат неделями в папках неразобранные…
и вот недавно загрузила фото из поездки в лайтрум в raw и обнаружила странную вещь: когда в каталоге выбираю одну фотку, она грузится и в процессе загрузки меняет цвета! я прямо не понимаю, отчего так( и сомневаюсь: меняет на “правильные” или наоборот)

Irrra

Я начала делать в RAW совсем недавно, как раз после ваших с Алиной постов) Разница в фото есть. Сейчас вижу, что когда на ярком солнце фоткаю до коррекции цветов у меня кожа с фиолетовым подтоном))

ionifie

я очень и очень давно фотографирую в раве, для 500 фоток всего нужно 8-ми гиговая карточка))

Natasha Kosenkova

Все фотки всегда делаю в РАВе, даже если фоткается всякая ерунда – так меня приучил муж и, если честно, я уже и не упомню, когда последний раз я что-то делала с ЖПГовкими фотками. Всё перегоняю через Лайтрум, времени занимает минимум, параллельно отсеивается куча ненужного (то бишь максимально, по-возможности, удаляется). Если понимаю, что оригинал мне в дальнейшем не понадобится, конвертирую отредактированную фотку в ЖПГ и грохаю оригинал. А вообще, у нас дома живут огромные дисковые хранилища, в которые мне даже страшно заглядывать – столько там всякого РАВа живёт.

Bellalavanda

мне так нравятся твои фотографические посты! так все понятно и простым языком! не то, что когда начинаешь читать в каких нибудь статьях! спасибо !

Ольга

Прочла с интересом, хоть для меня и не прикладные советы. Не могу не написать- последнее фото ну просто красота-красотюшенька!

infarkt-mozga

Я, конечно, на тебя засмотрелась)))))
И пост как всегда в избранное. Хоть мне пока про RAW Не актуально, я Жпеглю

Aioka

Василина, это прямо как “сон в руку”! Оч полезный для меня пост. Раньше я все пейзажные фото в путешествиях снимала в RAW и потом конвертировала в JPEG после цветокорреции. Но тогда у меня был Olympus и его родная программа-конвертер. Сейчас я снимаю на Nikon и для цветокоррекции использую программу ACDSee Pro3. Но я пока так и не смогла разобраться, можно ли в ней конвертировать из RAW в Jpeg. Читала много всего – вроде бы нет. Ты не могла бы спросить у дяди? Может, он подскажет. Или ты сама знаешь. Спасибо заранее. Пост отличный!

Маша majerly

Воистину всем согласна, кроме того, что на солнце получаются более желтые снимки, тут скорее всего проблема в неправильно выставленном балансе белого, и даже же если например в настройках камеры нет подходящего варианта, всегда можно задать 1-2 пользовательских, персональных баланса белого (при помощи белого листа бумаги) и потом спокойно снимать себе сколько угодно кадров. Пока крайней мере мне на камерах Sony удобнее именно так. И еще у нихесть режим raw +jpeg который есть не сильно больше места, чем raw, за то удачные снимки не нужно конвектировать, а можно просто брать jpeg

wpDiscuz